Вопросы по темам (01-10)
Тема № 01
- Назовите самое первое вычислительное устройство.
- Счёты или Абак.
- Назовите самое популярное механическое устройство для вычислений.
- Арифмо́метр — настольная или портативная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также — для сложения и вычитания.
- Кто был первым в мире программистом?
- Ада Лавлейс. Она известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», и считается первым программистом в истории.
Тема № 02
- Как работает электромеханическое реле?
- Реле управляет потоком электронов. Провод управления определяет открыта или закрыта цепь. При наличии тока в контуре управления, он проходя через катушку создаёт электромагнитное поле, которое притягивает часть реле замыкая основной контур. При отсутствии тока управления контур размыкается пружиной.
- Какой компонент стал основой вычислительных машин после электромеханических реле?
- Это были вакуумные трубки. В отличии от механических реле они не имели движущихся частей, что повышало их скорость и уменьшало износ.
- Что такое транзистор ?
- Транзистор - это радиоэлектронный компонент из полупроводникового материала способный управлять током в выходной цепи. Изменяя электрический заряд затвора можно управлять проводимостью полупроводникового материала транзистора. В настоящее время транзистор является основой схемотехники подавляющего большинства электронных устройств и интегральных микросхем.
Тема № 03
- Что такое алгебра логики и какие 3 основые её операции?
- Алгебра логики — раздел математической логики, в котором изучаются операции над логическими выражениями, которые могут принимать 2 значения - истина и ложь. 3 базовые операции алгебры логики это отрицание, конъюнкция (логическое и) и дизъюнкция (логическое или).
- Для 3 основых операций отрицания, конъюнкции и дизъюнкции нарисуйте таблицы истинности и схемы их создания из транзисторов.
Операция отрицания
|
Операция конъюнкции (логическое и)
|
Операция дизъюнкции (логическое или)
|
А
|
не А
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
|
А
|
B
|
А и В
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
|
А
|
B
|
А или В
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
|
|
|
|
- Для операции исключающего или (xor) нарисуйте таблицу истинности и схему создания из трёх основных элементов.
А
|
B
|
А xor В
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ИСТИНА
|
ЛОЖЬ
|
|
|
Тема № 04
- Напишите основную формулу для перевода из произвольной системы счисления в десятичную.
q - основание системы счисления из которой мы переводим число
n - количество цифр в числе
A1...An - цифры переводимого числа от младшего разряда к старшему
Число = An*q^(n) + An-1*q^(n-1) + ... + A2*q^1 + A1*q^0
- Сложите 183 и 19 в десятичной и двоичной системах счисления.
- Как дробные числа хранятся в памяти. Объясните на примере числа 625,9
Тема № 05
- Нарисуйте таблицу вариантов и схему сложения 2-х однобитных чисел из логических элементов - половинного сумматора. В схеме должны быть 2 бита на входе и сумма и бит переноса на выходе.
- Нарисуйте таблицу вариантов и схему сложения 2-х однобитных чисел с переносом - полного сумматора. В схеме должны быть на входе - 2 бита и возможный перенос из предыдущего разряда, на выходе - сумма и бит переноса.
- Нарисуйте схему которая определяет равно ли 8-ми битное число нулю. На входе должны быть 8 бит, а на выходе 1 - если число равно 0, и 0 - если не равно.
Тема № 06
- Нарисуйте из логических элементов 2 схемы
- для хранения нуля, единицы.
- Нарисуйте схему объединяющую схемы для хранения нуля и единицы в общую схему позволяющую хранить оба значения.
- Как мы уменьшаем количество необходимых линий передачи сигналов при группировки ячеек памяти?
- Мы используем общий канал передачи данных и с помощью мультиплексора выбираем нужную ячейку в которую должна происходить запись или из которой мы читаем данные.
Тема № 07
- Как называются 3 этапа выполнения инструкций процессором?
- Это этапы захвата, декадирования и выполнения инструкции.
- Нарисуйте схему проверки соответствия кода операции значению 0010. На входе должно быть 4 бита, а на выходе 1 при коде 0010, и 0 при любом другом значении.
- В каких единицах измеряется тактовая частота процессора?
- В герцах. Это единица частоты периодических процессов. Через основные единицы СИ герц выражается следующим образом: 1 Гц = 1 с−1. 1 Гц означает одно исполнение (реализацию) такого процесса за одну секунду, другими словами — одно колебание в секунду.
Тема № 08
- Назовите три признака компьютера с архитектурой фон Неймана.
- Принцип однородности памяти. Команды и данные хранятся в одной и той же памяти и внешне в памяти неразличимы.
- Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причём процессору в произвольный момент доступна любая ячейка.
- Принцип программного управления. Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов — команд.
- Какие базовые виды инструкций могут использовать процессоры?
- Инструкции присваивания (например загрузить значение в регистр процессора), арифметические инструкции (например инструкция сложения), инструкции перехода (например инструкции условного и безусловного перехода) и инструкции для работы с памятью (загрузка значений из памяти в регистр или операции между значениями в регистрах и в памяти).
- Какая инструкция необходима в процессоре для создания циклов?
- Инструкция перехода.
Тема № 09
- Как называется блок памяти в процессоре предназначенный для ускорения взаимодействия с оперативной памятью?
- Кэш процессора
- Какие методы современные процессоры применяют для ускорения своей работы?
- Они одновременно задействую разные части для выполнения нескольких инструкций одновременно.
- Как производители увеличивают производительность процессора?
- Они добавляют дополнительные блоки которые обрабатывают популярные операции и увеличивают количество ядер и тактовую частоту.
Тема № 10
- Назовите вид памяти, который использовали ткацкие станки Жаккарда.
- Перфокарты.
- Назовите первые две советские электронно-вычислительные машины.
- МЭСМ и М-1
- Назовите ещё один способ ввода данных в ранние компьютерные системы помимо перфокарт.
- Панели переключателей.
Вопросы по темам (11-20)
Тема № 11
- Как назывались первые программы переводящие инструкции в машинный код.
- Ассемблеры.
- Для какого языка был написан первый компилятор.
- А-0
- Назовите 5 популярных современных языков программирования.
- Любые 5 из списка: C, Java, Python, C++, C#, Visual Basic, Javascript, PHP, R, Swift, Go, Ruby, Assembly, MATLAB, Perl, Scratch, Rust
Тема № 12
- Что такое синтаксис языка программирования?
- Синтаксис языка программирования - это набор правил, описывающий структуру программ, считающихся корректными.
- Как называются 3 базовые управляющие конструкции.
- Последовательность, ветвление и цикл.
- Как называются части программы, которые могут быть вызваны для выполнения определённой задачи с возможной передачей параметров и получением результата.
- Подпрограммы или функции.
Тема № 13
- Опишите алгоритм пузырьковой сортировки.
- Алгоритм состоит из повторяющихся проходов по сортируемому массиву. За каждый проход элементы последовательно сравниваются попарно и, если порядок в паре неверный, выполняется обмен элементов. Проходы по массиву повторяются {\displaystyle N-1}N-1 раз или до тех пор, пока на очередном проходе не окажется, что обмены больше не нужны, что означает — массив отсортирован. При каждом проходе алгоритма по внутреннему циклу, очередной наибольший элемент массива ставится на своё место в конце массива рядом с предыдущим «наибольшим элементом», а наименьший элемент перемещается на одну позицию к началу массива («всплывает» до нужной позиции, как пузырёк в воде — отсюда и название алгоритма).
- Опишите алгоритм сортировки слиянием.
- Для решения задачи сортировки эти три этапа выглядят так:
- Сортируемый массив разбивается на две части примерно одинакового размера;
- Каждая из получившихся частей сортируется отдельно, например — тем же самым алгоритмом;
- Два упорядоченных массива половинного размера соединяются в один.
- Рекурсивное разбиение задачи на меньшие происходит до тех пор, пока размер массива не достигнет единицы (любой массив длины 1 можно считать упорядоченным).
- Соединение двух упорядоченных массивов в один.
- Основную идею слияния двух отсортированных массивов можно объяснить на следующем примере. Пусть мы имеем два уже отсортированных по возрастанию подмассива. Тогда:
- Слияние двух подмассивов в третий результирующий массив.
- На каждом шаге мы берём меньший из двух первых элементов подмассивов и записываем его в результирующий массив. Счётчики номеров элементов результирующего массива и подмассива, из которого был взят элемент, увеличиваем на 1.
- «Прицепление» остатка.
- Когда один из подмассивов закончился, мы добавляем все оставшиеся элементы второго подмассива в результирующий массив.
- Что такое сложность алгоритма.
- Вычислительная сложность — понятие в информатике и теории алгоритмов, обозначающее функцию зависимости объёма работы (количество операций), которая выполняется некоторым алгоритмом, от размера входных данных.
Тема № 14
- Что такое массив и связанный список?
- Массив — структура данных, хранящая набор значений (элементов массива), идентифицируемых по индексу или набору индексов, принимающих значения из некоторого заданного непрерывного диапазона.
- Связный список — базовая динамическая структура данных в информатике, состоящая из узлов, каждый из которых содержит как собственно данные, так и одну или две ссылки («связки») на следующий и/или предыдущий узел списка.
- Что такое очередь и стек?
- Очередь — абстрактный тип данных с дисциплиной доступа к элементам «первый пришёл — первый вышел» (FIFO, англ. first in, first out). Добавление элемента (принято обозначать словом enqueue — поставить в очередь) возможно лишь в конец очереди, выборка — только из начала очереди (что принято называть словом dequeue — убрать из очереди), при этом выбранный элемент из очереди удаляется.
- Стек (англ. stack — стопка; читается стэк) — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»).
- Что такое дерево и граф?
- Дерево — одна из наиболее широко распространённых структур данных в информатике, эмулирующая древовидную структуру в виде набора связанных узлов. Является связным графом, не содержащим циклы. Начальный узел называется корнем, а конечные - листьями.
- Граф — математическая абстракция реальной системы объектов любой природы, обладающих парными связями. Граф как математический объект есть совокупность двух множеств — множества самих объектов, называемого множеством вершин и множеством их парных связей, называемой множеством рёбер. Элемент множества рёбер - это пара элементов множества вершин.
Тема № 15
- Опишите машину Тьюринга.
- В состав машины Тьюринга входит неограниченная в обе стороны лента, разделённая на ячейки, и управляющее устройство, способное находиться в одном из множества состояний. Число возможных состояний управляющего устройства конечно и точно задано.
- Управляющее устройство может перемещаться влево и вправо по ленте, читать и записывать в ячейки символы некоторого конечного алфавита. Выделяется особый пустой символ, заполняющий все клетки ленты, кроме тех из них, на которых записаны входные данные.
- Управляющее устройство работает согласно правилам перехода, которые представляют алгоритм, реализуемый данной машиной Тьюринга. Каждое правило перехода предписывает машине, в зависимости от текущего состояния и наблюдаемого в текущей клетке символа, записать в эту клетку новый символ, перейти в новое состояние и переместиться на одну клетку влево или вправо.
- Что такое тест Тьюринга?
- Это тест, идея которого была предложена Аланом Тьюрингом в статье «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 году в философском журнале Mind. Тьюринг задался целью определить, может ли машина мыслить.
- Стандартная интерпретация этого теста звучит следующим образом: «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор».
- Все участники теста не видят друг друга. Если судья не может сказать определённо, кто из собеседников является человеком, то считается, что машина прошла тест.
- Как расшифровавыется аббревиатура CAPTCHA?
- CAPTCHA (Капча) — англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различения компьютеров и людей.
Тема № 16
- Что такое объектно-ориентированное программирование?
- Объектно-ориентированное программирование (ООП) — методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определённого класса, а классы образуют иерархию наследования.
- Основные принципы ООП:
- абстракция для выделения в моделируемом предмете важного для решения конкретной задачи по предмету;
- инкапсуляция - это размещение в одном компоненте данных и методов, которые с ними работают и скрытие внутренней реализации от других компонентов;
- наследование для быстрой и безопасной организации родственных понятий: чтобы было достаточно на каждом иерархическом шаге учитывать только изменения, не дублируя всё остальное, учтённое на предыдущих шагах;
- полиморфизм для определения точки, в которой единое управление лучше распараллелить или наоборот — собрать воедино.
- Какие программы чаще всего используют программисты для написания программ и какие возможности они предоставляют?
- Интегрированная среды разрабоотки (англ. Integrated development environment — IDE).
- Они часто включает в себя: текстовый редактор, транслятор (компилятор и/или интерпретатор), средства автоматизации сборки, отладчик.
- Что такое системы контроля версий?
- Система управления версиями (от англ. Version Control System, VCS) — программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией. Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение.
- Такие системы наиболее широко используются при разработке программного обеспечения для хранения исходных кодов разрабатываемой программы.
Тема № 17
- Что такое интегральная схема?
- Интегральная схема или микросхема или чип (англ. chip «тонкая пластинка»: первоначально термин относился к пластинке кристалла микросхемы) — микроэлектронное устройство — электронная схема произвольной сложности (кристалл), изготовленная на полупроводниковой подложке (пластине или плёнке).
- Что такое печатная плата?
- Печатная плата (англ. printed circuit board, PCB) — пластина из диэлектрика, на поверхности и/или в объёме которой сформированы электропроводящие цепи электронной схемы. Печатная плата предназначена для электрического и механического соединения различных электронных компонентов. Электронные компоненты на печатной плате соединяются своими выводами с элементами проводящего рисунка обычно пайкой.
- Что такое фотолитография?
- Фотолитография — метод получения определённого рисунка на поверхности материала, широко используемый в микроэлектронике и других видах микротехнологий, а также в производстве печатных плат. Суть процесса фотолитографии сводится к тому, что вначале на обрабатываемую поверхность наносится тонкая фоточувствительная полимерная плёнка (фоторезист). Затем эта плёнка засвечивается через фотошаблон с заданным рисунком. Далее проэкспонированные участки удаляются в проявителе. Получившийся на фоторезисте рисунок используется для последующих этапов формирования изделия, например травление, электроосаждение или вакуумное напыление.
Тема № 18
- Что такое операционная система?
- Операционная система, сокр. ОС (англ. operating system, OS) — комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.
- Что такое виртуальная память?
- Виртуальная память (англ. virtual memory) — метод управления памятью компьютера, позволяющий выполнять программы, требующие больше оперативной памяти, чем имеется в компьютере, путём автоматического перемещения частей программы между основной памятью и вторичным хранилищем (например, жёстким диском). Для выполняющейся программы данный метод полностью прозрачен и не требует дополнительных усилий со стороны программиста, однако реализация этого метода требует как аппаратной поддержки, так и поддержки со стороны операционной системы.
- Что такое защита памяти?
- Защита памяти (англ. Memory protection) — это способ управления правами доступа к отдельным регионам памяти. Используется большинством многозадачных операционных систем. Основной целью защиты памяти является запрет доступа процессу к той памяти, которая не выделена для этого процесса. Такие запреты повышают надёжность работы как программ, так и операционных систем, так как ошибка в одной программе не может повлиять непосредственно на память других приложений.
Тема № 19
- Как работала память на линиях задержки?
- Память на линиях задержки — разновидность компьютерной памяти, использовавшейся в ранних цифровых компьютерах. В трубку заполненную ртутью помещаются на разных концах динамик и микрофон. Наличие и отсутствие звуковой волны кодирует один бит: 0 или 1. Сигнал выходя из динамика и проходя через трубку принимался микрофоном и после усиления возращался обратно в динамик.
- Как работала память на магнитных сердечниках?
- Память на магнитных сердечниках (англ. magnetic core memory) или ферритовая память (англ. ferrite memory) — запоминающее устройство, хранящее информацию в виде направления намагниченности небольших ферритовых сердечников, обычно имеющих форму кольца. Ферритовые кольца расставлялись в прямоугольную матрицу и через каждое кольцо проходило от двух до четырёх проводов для считывания и записи информации. Память на магнитных сердечниках была основным типом компьютерной памяти с середины 1950-х и до середины 1970-х годов.
- Как работает жёский диск?
- Накопитель на жёстких магнитных диисках, или НЖМД (англ. hard (magnetic) disk drive, HDD, HMDD), жёсткий диск, винчестер — запоминающее устройство (устройство хранения информации, накопитель) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.
- Информация в НЖМД записывается на жёсткие (алюминиевые или стеклянные) пластины, покрытые слоем ферромагнитного материала, чаще всего диоксида хрома. В НЖМД используется одна или несколько пластин на одной оси. Считывающие головки в рабочем режиме не касаются поверхности пластин благодаря прослойке набегающего потока воздуха, образующейся у поверхности при быстром вращении.
Тема № 20
- Что такое кодировка или наблор символов?
- Набор символов (англ. character set) — таблица, задающая кодировку конечного множества символов алфавита (обычно элементов текста: букв, цифр, знаков препинания). Такая таблица сопоставляет каждому символу последовательность длиной в один или несколько символов другого алфавита (если мы говорим про кодировку текстовых файлов, то символам сопоставляются числовые значения).
- Что как правило зранится в заголовке файла?
- Во многих форматах в заголовке хранятся метаданные, т.е. данные о данных хранимых в файле. Это могут быть такие характеристики данных как, например, формат аудио или размер изображения.
- Какая информация записывается в файлах для хранения аудио?
- В файле хранятся данные о звуковом давлении на мембрану микрофона некоторое количество раз в секунду, например частота 44100 герц означает запись значений 44100 раз в секунду.
Вопросы по темам (21-30)
Тема № 21
Тема № 22
Тема № 23
Тема № 24
Тема № 25
Тема № 26
Тема № 27
Тема № 28
Тема № 29
Тема № 30
Вопросы по темам (31-40)
Тема № 31
Тема № 32
Тема № 33
Тема № 34
Тема № 35
Тема № 36
Тема № 37
Тема № 38
Тема № 39
Тема № 40