Основы информационных технологий: различия между версиями

Материал из Информационная безопасностя
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 281: Строка 281:
  
 
=== Тема № 14 ===
 
=== Тема № 14 ===
 +
; Что такое массив?
 +
: Массив — структура данных, хранящая набор значений (элементов массива), идентифицируемых по индексу или набору индексов, принимающих значения из некоторого заданного непрерывного диапазона.
 +
; Что такое связанный список?
 +
: Связный список — базовая динамическая структура данных в информатике, состоящая из узлов, каждый из которых содержит как собственно данные, так и одну или две ссылки («связки») на следующий и/или предыдущий узел списка.
 +
; Что такое очередь, стек, дерево и граф?
 +
: Очередь — абстрактный тип данных с дисциплиной доступа к элементам «первый пришёл — первый вышел» (FIFO, англ. first in, first out). Добавление элемента (принято обозначать словом enqueue — поставить в очередь) возможно лишь в конец очереди, выборка — только из начала очереди (что принято называть словом dequeue — убрать из очереди), при этом выбранный элемент из очереди удаляется.
 +
: Стек (англ. stack — стопка; читается стэк) — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»).
 +
: Дерево — одна из наиболее широко распространённых структур данных в информатике, эмулирующая древовидную структуру в виде набора связанных узлов. Является связным графом, не содержащим циклы. Начальный узел называется корнем, а конечные - листьями.
 +
: Граф — математическая абстракция реальной системы объектов любой природы, обладающих парными связями. Граф как математический объект есть совокупность двух множеств — множества самих объектов, называемого множеством вершин и множеством их парных связей, называемой множеством рёбер. Элемент множества рёбер - это пара элементов множества вершин.
 +
 
=== Тема № 15 ===
 
=== Тема № 15 ===
 
=== Тема № 16 ===
 
=== Тема № 16 ===

Версия 09:54, 17 февраля 2021

Вопросы по темам (01-10)

Тема № 01

Назовите самое первое вычислительное устройство.
Счёты или Абак.
Назовите самое популярное механическое устройство для вычислений.
Арифмо́метр — настольная или портативная механическая вычислительная машина, предназначенная для точного умножения и деления, а также — для сложения и вычитания.
Кто был первым в мире программистом?
Ада Лавлейс. Она известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Составила первую в мире программу (для этой машины). Ввела в употребление термины «цикл» и «рабочая ячейка», и считается первым программистом в истории.

Тема № 02

Как работает электромеханическое реле?
Реле управляет потоком электронов. Провод управления определяет открыта или закрыта цепь. При наличии тока в контуре управления, он проходя через катушку создаёт электромагнитное поле, которое притягивает часть реле замыкая основной контур. При отсутствии тока управления контур размыкается пружиной.
Какой компонент стал основой вычислительных машин после электромеханических реле?
Это были вакуумные трубки. В отличии от механических реле они не имели движущихся частей, что повышало их скорость и уменьшало износ.
Что такое транзистор ?
Транзистор - это радиоэлектронный компонент из полупроводникового материала способный управлять током в выходной цепи. Изменяя электрический заряд затвора можно управлять проводимостью полупроводникового материала транзистора. В настоящее время транзистор является основой схемотехники подавляющего большинства электронных устройств и интегральных микросхем.

Тема № 03

Что такое алгебра логики и какие 3 основые её операции?
Алгебра логики — раздел математической логики, в котором изучаются операции над логическими выражениями, которые могут принимать 2 значения - истина и ложь. 3 базовые операции алгебры логики это отрицание, конъюнкция (логическое и) и дизъюнкция (логическое или).
Для 3 основых операций отрицания, конъюнкции и дизъюнкции нарисуйте таблицы истинности и схемы их создания из транзисторов.
Операция отрицания Операция конъюнкции (логическое и) Операция дизъюнкции (логическое или)
А не А
ЛОЖЬ ИСТИНА
ИСТИНА ЛОЖЬ
А B А и В
ЛОЖЬ ЛОЖЬ ЛОЖЬ
ЛОЖЬ ИСТИНА ЛОЖЬ
ИСТИНА ЛОЖЬ ЛОЖЬ
ИСТИНА ИСТИНА ИСТИНА
А B А или В
ЛОЖЬ ЛОЖЬ ЛОЖЬ
ЛОЖЬ ИСТИНА ИСТИНА
ИСТИНА ЛОЖЬ ИСТИНА
ИСТИНА ИСТИНА ИСТИНА
Not1.png
Not2.png
And1.png
And2.png
And3.png
Or1.png
Or2.png
Or3.png
Or4.png
Для операции исключающего или (xor) нарисуйте таблицу истинности и схему создания из трёх основных элементов.
А B А xor В
ЛОЖЬ ЛОЖЬ ЛОЖЬ
ЛОЖЬ ИСТИНА ИСТИНА
ИСТИНА ЛОЖЬ ИСТИНА
ИСТИНА ИСТИНА ЛОЖЬ
Xor1.png

Тема № 04

Напишите основную формулу для перевода из произвольной системы счисления в десятичную.
q - основание системы счисления из которой мы переводим число
n - количество цифр в числе
A1...An - цифры переводимого числа от младшего разряда к старшему
Число = An*q^(n) + An-1*q^(n-1) + ... + A2*q^1 + A1*q^0
Сложите 183 и 19 в десятичной и двоичной системах счисления.
Sum1.png
Sum2.png
Как дробные числа хранятся в памяти. Объясните на примере числа 625,9
Exp1.png
Exp2.png
Exp3.png

Тема № 05

Нарисуйте таблицу вариантов и схему сложения 2-х однобитных чисел из логических элементов - половинного сумматора. В схеме должны быть 2 бита на входе и сумма и бит переноса на выходе.
Half-adder.png
Нарисуйте таблицу вариантов и схему сложения 2-х однобитных чисел с переносом - полного сумматора. В схеме должны быть на входе - 2 бита и возможный перенос из предыдущего разряда, на выходе - сумма и бит переноса.
Full-adder-schema.png
Full-adder-table.png
Нарисуйте схему которая определяет равно ли 8-ми битное число нулю. На входе должны быть 8 бит, а на выходе 1 - если число равно 0, и 0 - если не равно.
IsZero.png

Тема № 06

Нарисуйте из логических элементов 2 схемы
для хранения нуля, единицы.
MemoryZero1.png
MemoryZero2.png
MemoryZero3.png
MemoryZero4.png
MemoryOne1.png
MemoryOne2.png
MemoryOne3.png
MemoryOne4.png
Нарисуйте схему объединяющую схемы для хранения нуля и единицы в общую схему позволяющую хранить оба значения.
AndOrLatch.png
Как мы уменьшаем количество необходимых линий передачи сигналов при группировки ячеек памяти?
Мы используем общий канал передачи данных и с помощью мультиплексора выбираем нужную ячейку в которую должна происходить запись или из которой мы читаем данные.

Тема № 07

Как называются 3 этапа выполнения инструкций процессором?
Это этапы захвата, декадирования и выполнения инструкции.
Нарисуйте схему проверки соответствия кода операции значению 0010. На входе должно быть 4 бита, а на выходе 1 при коде 0010, и 0 при любом другом значении.
Check0010.png
В каких единицах измеряется тактовая частота процессора?
В герцах. Это единица частоты периодических процессов. Через основные единицы СИ герц выражается следующим образом: 1 Гц = 1 с−1. 1 Гц означает одно исполнение (реализацию) такого процесса за одну секунду, другими словами — одно колебание в секунду.

Тема № 08

Назовите три признака компьютера с архитектурой фон Неймана.
  1. Принцип однородности памяти. Команды и данные хранятся в одной и той же памяти и внешне в памяти неразличимы.
  2. Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, причём процессору в произвольный момент доступна любая ячейка.
  3. Принцип программного управления. Все вычисления, предусмотренные алгоритмом решения задачи, должны быть представлены в виде программы, состоящей из последовательности управляющих слов — команд.
Какие базовые виды инструкций могут использовать процессоры?
Инструкции присваивания (например загрузить значение в регистр процессора), арифметические инструкции (например инструкция сложения), инструкции перехода (например инструкции условного и безусловного перехода) и инструкции для работы с памятью (загрузка значений из памяти в регистр или операции между значениями в регистрах и в памяти).
Какая инструкция необходима в процессоре для создания циклов?
Инструкция перехода.

Тема № 09

Как называется блок памяти в процессоре предназначенный для ускорения взаимодействия с оперативной памятью?
Кэш процессора
Какие методы современные процессоры применяют для ускорения своей работы?
Они одновременно задействую разные части для выполнения нескольких инструкций одновременно.
Как производители увеличивают производительность процессора?
Они добавляют дополнительные блоки которые обрабатывают популярные операции и увеличивают количество ядер и тактовую частоту.

Тема № 10

Назовите вид памяти, который использовали ткацкие станки Жаккарда.
Перфокарты.
Назовите первые две советские электронно-вычислительные машины.
МЭСМ и М-1
Назовите ещё один способ ввода данных в ранние компьютерные системы помимо перфокарт.
Панели переключателей.

Вопросы по темам (11-20)

Тема № 11

Как назывались первые программы переводящие инструкции в машинный код.
Ассемблеры.
Для какого языка был написан первый компилятор.
А-0
Назовите 5 популярных современных языков программирования.
Любые 5 из списка: C, Java, Python, C++, C#, Visual Basic, Javascript, PHP, R, Swift, Go, Ruby, Assembly, MATLAB, Perl, Scratch, Rust

Тема № 12

Что такое синтаксис языка программирования?
Синтаксис языка программирования - это набор правил, описывающий структуру программ, считающихся корректными.
Как называются 3 базовые управляющие конструкции.
Последовательность, ветвление и цикл.
Как называются части программы, которые могут быть вызваны для выполнения определённой задачи с возможной передачей параметров и получением результата.
Подпрограммы или функции.

Тема № 13

Опишите алгоритм пузырьковой сортировки.
Алгоритм состоит из повторяющихся проходов по сортируемому массиву. За каждый проход элементы последовательно сравниваются попарно и, если порядок в паре неверный, выполняется обмен элементов. Проходы по массиву повторяются {\displaystyle N-1}N-1 раз или до тех пор, пока на очередном проходе не окажется, что обмены больше не нужны, что означает — массив отсортирован. При каждом проходе алгоритма по внутреннему циклу, очередной наибольший элемент массива ставится на своё место в конце массива рядом с предыдущим «наибольшим элементом», а наименьший элемент перемещается на одну позицию к началу массива («всплывает» до нужной позиции, как пузырёк в воде — отсюда и название алгоритма).
Опишите алгоритм сортировки слиянием.
Для решения задачи сортировки эти три этапа выглядят так:
Сортируемый массив разбивается на две части примерно одинакового размера;
Каждая из получившихся частей сортируется отдельно, например — тем же самым алгоритмом;
Два упорядоченных массива половинного размера соединяются в один.
Рекурсивное разбиение задачи на меньшие происходит до тех пор, пока размер массива не достигнет единицы (любой массив длины 1 можно считать упорядоченным).
Соединение двух упорядоченных массивов в один.
Основную идею слияния двух отсортированных массивов можно объяснить на следующем примере. Пусть мы имеем два уже отсортированных по возрастанию подмассива. Тогда:
Слияние двух подмассивов в третий результирующий массив.
На каждом шаге мы берём меньший из двух первых элементов подмассивов и записываем его в результирующий массив. Счётчики номеров элементов результирующего массива и подмассива, из которого был взят элемент, увеличиваем на 1.
«Прицепление» остатка.
Когда один из подмассивов закончился, мы добавляем все оставшиеся элементы второго подмассива в результирующий массив.
Что такое сложность алгоритма.
Вычислительная сложность — понятие в информатике и теории алгоритмов, обозначающее функцию зависимости объёма работы (количество операций), которая выполняется некоторым алгоритмом, от размера входных данных.

Тема № 14

Что такое массив?
Массив — структура данных, хранящая набор значений (элементов массива), идентифицируемых по индексу или набору индексов, принимающих значения из некоторого заданного непрерывного диапазона.
Что такое связанный список?
Связный список — базовая динамическая структура данных в информатике, состоящая из узлов, каждый из которых содержит как собственно данные, так и одну или две ссылки («связки») на следующий и/или предыдущий узел списка.
Что такое очередь, стек, дерево и граф?
Очередь — абстрактный тип данных с дисциплиной доступа к элементам «первый пришёл — первый вышел» (FIFO, англ. first in, first out). Добавление элемента (принято обозначать словом enqueue — поставить в очередь) возможно лишь в конец очереди, выборка — только из начала очереди (что принято называть словом dequeue — убрать из очереди), при этом выбранный элемент из очереди удаляется.
Стек (англ. stack — стопка; читается стэк) — абстрактный тип данных, представляющий собой список элементов, организованных по принципу LIFO (англ. last in — first out, «последним пришёл — первым вышел»).
Дерево — одна из наиболее широко распространённых структур данных в информатике, эмулирующая древовидную структуру в виде набора связанных узлов. Является связным графом, не содержащим циклы. Начальный узел называется корнем, а конечные - листьями.
Граф — математическая абстракция реальной системы объектов любой природы, обладающих парными связями. Граф как математический объект есть совокупность двух множеств — множества самих объектов, называемого множеством вершин и множеством их парных связей, называемой множеством рёбер. Элемент множества рёбер - это пара элементов множества вершин.

Тема № 15

Тема № 16

Тема № 17

Тема № 18

Тема № 19

Тема № 20

Вопросы по темам (21-30)

Тема № 21

Тема № 22

Тема № 23

Тема № 24

Тема № 25

Тема № 26

Тема № 27

Тема № 28

Тема № 29

Тема № 30

Вопросы по темам (31-40)

Тема № 31

Тема № 32

Тема № 33

Тема № 34

Тема № 35

Тема № 36

Тема № 37

Тема № 38

Тема № 39

Тема № 40