Массивы (PascalABC.NET): различия между версиями
Строка 307: | Строка 307: | ||
Writeln(a.Max); | Writeln(a.Max); | ||
end. | end. | ||
+ | </syntaxhighlight> | ||
+ | |||
+ | == Среднее == | ||
+ | === Среднее циклом === | ||
+ | <syntaxhighlight lang="pascal" line> | ||
+ | Begin | ||
+ | var a:= ArrRandom(10, -10, 10); | ||
+ | a.Println; | ||
+ | var sum := 0; | ||
+ | for var i := 0 to a.Length-1 do | ||
+ | sum := sum + a[i]; | ||
+ | Writeln(sum / a.Length); | ||
+ | end. | ||
+ | </syntaxhighlight> | ||
+ | |||
+ | === Среднее методами === | ||
+ | <syntaxhighlight lang="pascal" line> | ||
+ | Begin | ||
+ | var a:= ArrRandom(10, -10, 10); | ||
+ | a.Println; | ||
+ | Writeln(a.Sum / a.Length); | ||
+ | end. | ||
+ | </syntaxhighlight> | ||
+ | |||
+ | === Среднее методом === | ||
+ | <syntaxhighlight lang="pascal" line> | ||
+ | Begin | ||
+ | var a:= ArrRandom(10, -10, 10); | ||
+ | a.Println; | ||
+ | Writeln(a.Average); | ||
+ | end. | ||
+ | </syntaxhighlight> | ||
+ | |||
+ | == Заполнение массива одинаковыми значениями == | ||
+ | <syntaxhighlight lang="pascal" line> | ||
+ | Begin | ||
+ | var a:= ArrFill(10, 42); | ||
+ | a.Println; | ||
+ | var b := |77| * 5; | ||
+ | b.Println; | ||
+ | end. | ||
+ | </syntaxhighlight> | ||
+ | |||
+ | <syntaxhighlight lang="pascal" line> | ||
+ | |||
</syntaxhighlight> | </syntaxhighlight> |
Версия 11:44, 13 января 2023
Pascal ABC.NET выбор школьника - Часть 2
Массив
Массив – хранимая нумерованная последовательность однотипных элементов с непосредственным доступом к любому элементу по его индексам, являющимся своеобразным аналогом номера.
Статические и динамические массивы
Статические массивы
Память под статический массив распределяется на этапе компиляции программы. Одновременно может быть выполнена инициализация элементов массива. Границы индексов статического массива неизменны и должны быть указаны в программе константами или выражениями, содержащими только константы.
Статические массивы – дань совместимости с более ранними версиями языка Паскаль.
Длину статического массива нельзя менять.
Динамические массивы
Динамический массив нужного размера может быть создан в том месте программы, где он впервые потребуется.
В динамических массивах индексы начинаются от нуля.
Количество элементов в динамическом массиве может меняться, но никогда не может стать отрицательным. Текущее количество элементов в массиве хранится в поле .Length.
Первый элемент массива всегда имеет индекс ноль.
Создание и инициализация массива
Статические массивы
Статический массив обычно описывается в виде
var ИмяМассива: array[m..n] of ТипЭлементов;
1 var a: array[0..12] of byte; // 13 элементов byte
2 var b, c: array[-5..8] of real; // два массива по 14 элементов real
3
4 var a: array[3..6] of integer := (1, 2, 3, 4);
Динамические массивы
Описание и инициализация динамического массива отличаются лишь тем, что границы индексов не оказываются. Вследствие этого компилятор не может отвести место под такой массив и необходимая память выделяется во время выполнения программы.
1 var a1: array of integer; // массив целых чисел
2 var p: array of real; // массив вещественных чисел
3 var q: array of boolean; // массив логических элементов
Проще всего создать динамический массив при помощи функции Arr, возвращающей такой массив. Ее аргументы – единого типа перечисленные через запятую члены будущего массива. Вместо Arr( ) удобно использовать более короткую конструкцию | |.
1 var a := Arr(1, 9, -4, 12, 40, 39, 54);
2 var d := |1, 9, -4, 12, 40, 39, 54|; // альтернативный вариант
3 var b := |3.5, 2.0, 6.417, -12.0|;
4 var c := Arr(True, 3.5 > 1.63 ** 2.95, Sin(x) > 1, False, False);
Можно совместить описание динамического массива с его созданием, для чего потребуется указать необходимую длину массива.
1 var a := new integer[10]; // массив из 10 целых элементов
2 var b := new real[7]; // массив из 7 вещественных элементов
3 var c := new boolean[4]; // массив из 4 логических элементов
Можно создать массив и обнулить его элементы следующим образом:
1 var a := |0| * 15; // создан массив из 15 нулевых элементов
В случае, когда массив был описан заранее, его длину можно установить (либо поменять) вызовом процедуры SetLength.
1 var a1: array of integer; // массив целых
2 SetLength(a1, 13); // установлена длина массива a1, равная 13
Перебор элементов в цикле
Перебор с помощью цикла с параметров
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 for var i := 0 to a.Length-1 do
4 begin
5 // a[i]
6 end;
7 end.
Перебор с помощью цикла foreach
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 foreach var x in a do
4 begin
5 // x
6 end;
7 end.
Вывод массива
Вывод массива с помощью цикла с параметром
1 Begin
2 var a:= new integer[15];
3 for var i := 0 to a.Length-1 do
4 Write(a[i], ' ');
5 end.
Вывод массива методом Print
Метод предполагает необязательный параметр обозначающий разделитель.
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println();
4 a.Println(', ');
5 end.
Ввод элементов с клавиатуры
Ввод элементов массива с помощью цикла с параметром
1 Begin
2 var a:= new integer[15];
3 for var i := 0 to a.Length-1 do
4 Readln(a[i]);
5 end.
Ввод элементов массива с помощью функции
Единственный аргумент данной функции это количество вводимых элементов.
1 Begin
2 var a:= ReadArrInteger(15);
3 end.
Лямбда-выражения
Лямбда-выражения (или просто лямбды) – термин функционального программирования. Они с успехом применяются вместо уже привычных вам процедур и функций. Собственно, они и есть процедуры или функции, только безымянные.
Лямбда-выражение представляет собой некоторое безымянное выражение, отражающее функциональную зависимость. Упрощенно, на его основе компилятор строит функцию, некоторым образом идентифицирует ее и подменяет этим идентификатором лямбда-выражение.
Лямбда-выражение можно записать в переменную.
Пример лямбда-выражения увеличивающего число в 2 раза.
1 var x: integer -> integer := t -> 2 * t;
Фильтрация
В программировании фильтруют обрабатываемые данные. Лишь прошедшие через фильтр данные примут участие в дальнейшей обработке.
Вы можете реализовать фильтрацию элементов массива с помощью циклов и условного оператора или с помощью функций-методов массивов.
Фильтрация с помощью цикла с параметром и условного оператора
Пример который выделяет в новый массив только положительные числа из изначального массива.
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var b := new integer[a.Length];
5 var index := 0;
6 for var i := 0 to a.Length-1 do
7 begin
8 if (a[i] > 0) then
9 begin
10 b[index] := a[i];
11 index += 1;
12 end;
13 end;
14 SetLength(b, index);
15 b.Println;
16 end.
Фильтрация с помощью метода Where
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var b := a.Where(x -> x > 0).ToArray;
5 b.Println;
6 end.
Проекция
Проецирование сохраняет исходное количество элементов последовательности, но преобразовывает каждый элемент по некоторому правилу. Аналог – мясорубка. На входе мясо – на выходе фарш, причем именно из этого мяса. Проецирование осуществляет функция, преобразующая входные элементы по правилу, заданному лямбда-выражением.
Вы можете реализовать трансформацию всех элементов массива с помощью цикла с параметром и оператора присваивания.
Проекция с помощью цикла с параметром
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var b := new integer[a.Length];
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 b[i] := a[i] * a[i];
7 b.Println;
8 end.
Проекция с помощью метода Select
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var b := a.Select(x -> x*x);
5 b.Println;
6 end.
Сумма
Сумма циклом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var sum := 0;
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 sum := sum + a[i];
7 Writeln(sum);
8 end.
Сумма методом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Sum);
5 end.
Произведение
Произведение циклом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(3, -10, 10);
3 a.Println;
4 var prod := 1;
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 prod := prod * a[i];
7 Writeln(prod);
8 end.
Произведение методом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(3, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Product);
5 end.
Минимум
Минимум циклом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var min := integer.MaxValue;
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 begin
7 if a[i] < min then min := a[i];
8 end;
9 Writeln(min);
10 end.
Минимум методом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Min);
5 end.
Максимум
Максимум циклом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var max := integer.MinValue;
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 begin
7 if a[i] > max then max := a[i];
8 end;
9 Writeln(max);
10 end.
Максимум методом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Max);
5 end.
Среднее
Среднее циклом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 var sum := 0;
5 for var i := 0 to a.Length-1 do
6 sum := sum + a[i];
7 Writeln(sum / a.Length);
8 end.
Среднее методами
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Sum / a.Length);
5 end.
Среднее методом
1 Begin
2 var a:= ArrRandom(10, -10, 10);
3 a.Println;
4 Writeln(a.Average);
5 end.
Заполнение массива одинаковыми значениями
1 Begin
2 var a:= ArrFill(10, 42);
3 a.Println;
4 var b := |77| * 5;
5 b.Println;
6 end.